Архив Константина Шрадера открытки новое документы  коллекция
краткая биография
известные люди - фотографии
фотоателье "H.Rentz & F.Schrader"- фотографии
сайт "Ренц и Шрадер" - http://fotoshrader.ru
Краткая биография

Фридрих Людвиг Германович Шрадер
(23.10.1854 г., г. Спб - 03.1931 г., г. Энсо),
ныне г. Светогорск Ленинградской области
владелец фотоателье "H.Rentz & F.Schrader".

Фридрих Людвиг Германович Шрадер родился в г. Санкт – Петербурге, в семье Германа Иоганновича Шрадера (Ермолая Ивановича Шрадера) - владельца мебельной фабрики и достаточно известного резчика по дереву, чьи работы в бывших особняках и культовых зданиях сохранились до сего времени. Он был в состоянии обеспечить своему сыну пребывание в Германии и Франции для обучения новой в то время профессии фотографа.
Вернувшись в Россию Фридрих Людвиг стал работать по специальности в фотоателье "А.Рентц и Кє", владелец которого был его родной дядя по матери Генрих (Андрей) Ренц (Рентц), а с 1893 г. стал его компаньоном и ателье изменило название на "H.Rentz & F.Schrader", сохранив его до 1917 г.
С 1901 г. Фридрих Людвиг Шрадер - член Правления Императорского Русского Технического общества.
С 1903 г. становится полноправным владельцем этого фотоателье.

Фотография « А.И. Ренцъ и К°»

1877 – 1891

В 1877 г., у владельца фотографии на Большой Морской улице, 32 Вильгельма Яковлевича Лауферта, его заведение было приобретено Германом Ивановичем Шрадером и Иоганном-Генрихом Иоганновичем Рентцем. Они были родственниками, потому как Г. И. Шрадер был женат на Вильгельмине Ренц, сестре И.-Г. И. Рентца. Новое малое семейное предприятие заработало, а рисунки паспарту его фотографий показаны ниже.



Рис.1


Рис.2


Рис.3 


Рис.4

Оно получило название «А.И.Ренцъ и К,° бывш Лауферт», поскольку находилось по тому же адресу. Фамилии «Шрадер» в названии фотографии сначала не было, потому что работу в нём сразу стал делать сын одного совладельца – Андрей Иванович (Иоганнович) Ренц, что и отразилось на паспарту первых фотографий. Сын же другого совладельца, Фридрих-Людвиг Германович Шрадер, в это время обучался в Европе профессии фотографа. Его обучение и содержание там оплачивал отец, человек не бедный, готовя рабочее место на родине для одного из своих сыновей.

На рисунках паспарту видно, что адрес фотографии изменился. Владельцы дома №32 его начали перестраивать,[1] и она была вынуждена переехать в соседний дом, №30.Видно также, что ателье открыло в летнее время в Старом Петергофе, дачной местности, свое отделение для приезжающих на отдых горожан, расширяя производство и окупая затраты на покупку.

Но кроме постоянного совершенствования в работе, для бМльшей известности, необходимо участие в проводимых фотографических выставках. И в 1891 году фотоателье «А.Ренцъ и Kє» приняло участие в Фотовыставке, которая проводилась V-м отделом  (Фотография) Императорского Русского Технического Общества - (И.Р.Т.О.).

Выставка носила название Всероссийской и находилась под патронажем Великого князя Сергея Михайловича, который и сам, увлекаясь фотографией, принял в ней участие со своими работами. На этой выставке фотоателье «А.Ренцъ и Kє» вместе с другими получило поощрительный отзыв,[2] что было сразу помещено на новом паспарту фотографий ателье, Рис.4.


Фотография «А.Рентцъ и Ф.Шрадеръ» («H.Rentz & F. Schrader»)


1891 - 1900


К этому времени относится возвращение в СПб из Европы

Ф.-Л. Г. Шрадера 

В этот же период фотоателье получает «ВЫСОЧАЙШАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ  ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА» (Александра III-го). Оба эти события  отразились на новом рисунке паспарту, Рис.5.

К тому же «ПООЩРИТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ» (на Рис.4 «П.ОТЗЫВ») превратился в «ПОЧЕТНЫЙ ОТЗЫВ».

Название фотоателье, как видим, изменилось и оставалось та ким же до его конфискации в незабываемый 1917 г. 

Рис.5

30 марта 1894 года в трёх залах по Понтелеймоновской ул., дом 2 (ул. Пестеля), открылась очередная Фотовыставка.

В двух из них располагались работы русских любителей со всех концов России, а третий зал был отдан под экспонаты приглашённым иностранцам из Англии, Германии, Польши, Финляндии, Франции.

После достаточно подробного описания всех выставленных экспонатов и их оценки, обозреватель журнала «ФОТОГРАФЪ-ЛЮБИТЕЛЬ» в № 6, говорит об иностранном отделе: «…Этот отдел, при всем совершенстве техники и выполнения имеет конкурентов в русском  отделе, в работах г.г. Ренца и Шрадера и Фишера…»

Золотых медалей профессиональным учреждениям, мастерским и фотографиям на выставке присуждено не было. Серебряные медали были присуждены шести участникам, в их числе – «…Ренцъ и Шрадеръ» – за прекрасно исполненные портреты, группы и снимки внутри зданий…»[3]

Полученная на этой Фотовыставке именная серебряная медаль требовала своего немедленного помещения на паспарту фотографий ателье. И это произошло, что и видно на паспарту снимка, (Рис.6.)  Он стал основным для пяти последующих. Пустое место в виде чистого листа с загнутым углом мог появиться для того, чтобы ОН (своей рукой) или ОНА (своей ручкой) могли написать на нём: «На память от…», но думается, что его назначение не только для этого. Здесь могли помещаться полученные в будущем награды, на что был расчёт.


Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9


Рис.10 

Через год его сменил Рис.7, когда, идя в ногу с прогрессом, ателье обзавелось телефоном. № 1695.

Он написан внизу пустого листа и мог служить для предварительной записи богатых клиентов. Вместе с номером телефона появилась надпись об удостаивании фотоателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» ещё одной «ВЫСОЧАЙШЕЙ БЛАГОДАРНОСТИ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II в 1894 г.», помещённой в правом верхнем углу.

С 24 февраля по 3 апреля 1896 г. проходила очередная Фотовыставка в Москве. Журнал «ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» № 4 1896 г. в тексте обзора о выставке с похвалой отзывается об экспонатах  фотоателье «Ренцъ и Шрадеръ» и привёл фотографию правой части стенда, подписанную «Из экспонатов Шрадеръ и Ренцъ въ С.-Петербурге», Рис.11. На снимке стенда виден большой портрет мужчины в мундире и фуражке, сидящего на скамье. Он, уже в наши дни, в числе других иллюстраций помещён в книге А.Н.Боханова об Александре III, [4]



Рис.11

Рис.12 

(Рис.12.) Пока неизвестен источник, откуда взят этот портрет  авторами-составителями книги. И фамилии фотографов в книге не приведены.
Перед закрытием выставки её посетил и осмотрел Великий князь Сергей Александрович. Последующую после осмотра сцену приводим из подлинника:



Вполне допустимо, что упомянутый портрет Императора со стенда фотоателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» и был подарен Великому князю.

Затем журнал приводит состав экспертной комиссии Московской  выставки 1896 года и её решение наградить: 


Сообщение о награде помещено именно на изображении пустого листа, Рис.8. Но расположены строчки вертикально, что уж совсем необычно. Скорее всего, надо было быстро поместить на запасённые бланки эти строчки, но их симметричное горизонтальное расположение не укладывалось на оставленном пустом листе. Пришлось довести радостную весть до потребителя хотя бы таким образом.

Но оставлять такое паспарту и дальше было просто неприлично, поэтому появляется, видимо, очень скоро, следующие паспарту, (Рис.9), где общее оформление претерпевает некоторые изменения, а награда находит новое место. Чистый лист переносится на другую сторону, где и помещается надпись о награждении, но написанная уже по диагонали, что читать всё-таки удобнее.

Год 1896 для фотоателье «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» был достаточно удачным. После закрытия Московской выставки ожидалось открытие летом того же года другой, более значимой – Всероссийской Промышленной выставки в Нижнем Новгороде. И, разумеется,  наше ателье, в числе многих других, поторопилось принять в ней участие.

Журнал «ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №10, отдал должное работам А. Ренца и Ф.Шрадера: «…Петербургские фотографы Ренц и Шрадер выставили портреты и группы, снятые новым способом, вечером при искусственном освещении, моментально. Среди этих работ есть и не бывшие на Московской Фотографической выставке. Снимки все очень удачны. В особенности хорош портрет г. Вейнберга и большой снимок собаки».

Как  видим, «…Петербургские фотографы Ренц и Шрадер» специализировались не только на портретах «Homo sapiens».

И в заключение в статье о прошедшей выставке приводится, по  решению экспертной комиссии, список наград, присуждённых  экспонентам фотосекции Нижегородской Выставки.(Из подлинника).

Следующая, четвёртая медаль, была получена уже не в России, а в Швеции, в 1897 г., когда с 15 апреля по 23 сентября в Стокгольме проходила Промышленно-Художественная выставка. На территории выставки был размещён и павильон России, выполненный в русском стиле. В этом павильоне находились две общие витрины с работами российских фотографов. Среди них были представлены и работы фирмы «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ». За них – «…высококачественные портреты …» (в переводе) - фирма «А.Ренцъ и Ф.Шрадеръ» на этой выставке получила серебряную медаль, вместе с другими русскими фотографами, что было отмечено в шведской газете 1897г.[5] и было отражено на фотографиях новым реверсом, Рис.10.

Чистый лист содержит те же строчки на старом месте, только в горизонтальном привычном для чтения виде, а в начале листа – «Благодарность Императора»

Украшением  же реверса служат все четыре медали, полученные на прошедших выставках и помещённые в один ряд вверху рисунка. 

Правда, выстроены они не в том порядке, в каком были получены. Но и этот рисунок продержался не долго…

[1] Л.Бройтман, Е.Краснова. БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ Улица. Москва – Санкт-Петербург ЦЕНТПОЛИГРАФ МиМ – Дельта 2005.
[2] «ФОТОГРАФЪ-ЛЮБИТЕЛЬ» № 5 1891 г. Рис.11
[3] «ФОТОГРАФЪ-ЛЮБИТЕЛЬ» № 6 1894 г
[4] «Император Александр III и Императрица Мария Фёдоровна. Переписка. 1884 - 1894 г.».Авторы-составители  Александр Боханов, Юлия Кудрина. М. «Русское слово», 2001 г. 
[5] Stockholm, DAGBLAD, Sцntag 29 Дugusti 1897 № 396. 


портал "Акланд" объединяет арт-проекты